История флорентийской мозаики, от создания до наших времен

Из всех существующих с древних времен видов мозаики, как прикладного искусства, выполненного в различных техниках картин из камня, особое внимание заслуживает флорентийская мозаика, зародившаяся еще в XVI веке.

Старинные живописные полотна, сотворенные итальянскими мастерами из Флоренции, спустя прошедшие века, по-прежнему поражают своей тончайшей работой в подборе подогнанных плотно, одна к одной сотни пластинок из драгоценных и полудрагоценных камней. Созданный декоративно-прикладной жанр имеет еще одно название – Commesso, техника составления картин из кусочков камня.

Важно! Особенности флорентийских каменных полотен в том, что реалистичные изображения на них со временем не тускнеют, не выцветают и не осыпаются. Мозаичные работы — это шедевры декоративно-прикладного искусства созданые на века.

История возникновения техники

При семье герцога Медичи, покровителей и ценителей искусства, сохранилась первая известная людям мозаичная работа, выполненная XIV веке, что послужило, по мнению искусствоведов, началом развития флорентийской мозаики в эпоху Возрождения в Италии.

Потомок герцога, Фердинанд I в 1558 году набрал команду талантливых художников и основал в Уффици первую уникальную и прибыльную мастерскую «Opificio delle Pietre Dure». Для создания мировых шедевров, мозаичных панно, изначально употреблялись натуральные пластины из драгоценных и полудрагоценных камней, а впоследствии из мрамора, яшмы, агата, лазурита, аметиста, бирюзы и других природных минералов.
florentiyskaya mozaika foto

В своих творениях, итальянские мастера выискивали определенную фактуру и естественный рисунок камня, различая оттенки и вкрапления. Скрупулезный подбор, комбинация материалов позволяли создавать удивительные, цельные картины и предметы из кусочков камня для светского и церковного убранства.

Ценителями и заказчиками мозаичного искусства стали знатные вельможи из семейства Медичи, и короли Испании, Франции, император габсбургский Рудольф II, кардинал Мазарини. В дворцах аристократии, сохранившихся до наших времен, можно любоваться лучшими образцами.
флорентийская мозаика картины

В 18-м веке во многих европейских государствах мастера из Италии стали выполнять заказы на декорирование залов знати и костелов мозаичными картинами. В это время отмечается всплеск популярности флорентийской мозаики в мире.

В России, во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны, русские мастера изучили итальянскую технику составления сюжета по маленьким фрагментам и постигли секреты долголетней крепости полотен в стиле флорентийской мозаики для украшений каменных потолков, стен и разных предметов.

Важно! Приобретенное мастерство флорентийской ювелирной филигранности русские зодчие продолжили применять и в современное время, включая советское. Были достигнуты потрясающие успехи в мозаичной живописи, монументальному оформлению залов метрополитена.

флорентийская мозаика техника

Особенности флорентийской мозаики

Создание одного целостного, безупречно — гладкого полотна во флорентийской технике исполнения, это сложный, долговременный процесс, который может занимать многие месяцы.

Хорошо исполненная флорентийская мозаика обладает рядом характерных особенностей. Они заключаются в следующем:

  • знании свойств и характерных нюансов в подборе камня;
  • составление правильной комбинации цветового решения;
  • тонкая выкладка рисунка, отсутствие видимых швов;
  • скрупулезной тщательностью исполнения;
  • законченностью реалистичного сюжетного замысла.

Отличительная черта художественно подобранных сборных пластин в передаче всей палитры оттенков от обильно ярких до пастельных. К законченным работам предъявляются строгие требования:

  1. По неизменности к влаге.

Сырость не должна проникать в стыки элементов, для сохранения прочности и отсутствия плесни, коррозии.

  1. По устойчивости к климатическим условиям.

Выполненные работы на фасадах зданий, беседок, фонтанов не восприимчивы к сезонным перепадам температур. Им не страшных ни мороз, ни солнце.

  1. По уникальности.

Все мозаичные картины носят эксклюзивный характер и отличаются друг от друга, даже при схожести сюжетной линии.

  1. По долговечности.

Пластины из натуральных полудрагоценных и драгоценных самоцветов или из стекла, керамики обеспечивают долговременную яркость и насыщенность цветовых оттенков на протяжении десятилетий и более.

На фото отлично виден художественный эффект от тщательно подобранных оттенков с прожилками и краплениями во фрагментах флорентийской мозаики.

флорентийская мозаика из камня

Процесс изготовления

Собранная в панно флорентийская мозаика – это сложный процесс со стороны создания предмета искусства и творческого его воплощения.

Важно! Во избежание несчастных случаев при выполнении работ по резке и шлифовке камня, рекомендуется соблюдать правила по технике безопасности с использованием элементарных средств защиты.

Выполнение каждого художественного произведения в современных условиях производится с поддержанием определенного алгоритма действий:

Подборка нужной фактуры

Исходного сырье может выглядеть как глыба или валун от скалы или в виде обломка, цельной плиты. Первоначально проводится отсортировка отделочного материала с учетом его свойств по пористости структуры, насыщенности и яркости оттенков.

Отбор камня по рисунку, цветовой гамме ответственная операция, влияющая на художественно-декоративную ценность изготовленного изделия.

Создание фрагментов картины

Определение мест дробления кусков материала, необходимого размера для будущего изделия, осуществляется с помощью лазера. Он, по заранее заготовленной компьютерной программе, наносит контуры рисунка на поверхности материала. При этом учитывается фактура и красота каждого куска.
флорентийская мозаика фото

Заготовка деталей

В зависимости от габаритов исходного материала используют специальную технику для изготовления заготовок.  Из них вырезают пластины толщиной около 3 мм по созданному контуру. Каждый элемент шлифуют и подгоняют размером к соседнему, согласно намеченного эскиза.  При выполнении процесса резки используется обильное водяное охлаждение.

Сбор полотна

При наборе в мастерских крупные изображения делятся на фрагменты и наносятся на специальную подложку. Идеально подогнанные между собой по размеру, цвету, текстуре каменные пластинки собирают в отдельные части художественного произведения. С оборотной стороны каждого элемента наносят клей. Все подготовленные куски переносятся на основное место и вместе с основой прилепляются к поверхности.

После полного высыхания полотно тщательно шлифуют. Финишное полирование картины из цветных камней осуществляют с помощью пасты или суспензии с мелкозернистыми частичками.

Важно! Рекомендуется слегка смочить лицевую поверхность водой для того, чтобы увидеть, как заготовленный для мозаики материал будет смотреться в конечном результате работы.

Материалы

Первоначально мозаичные полотна и другие изделия флорентийские мастера изготовляли для монархов и флорентийской знати используя исключительно драгоценные или полудрагоценные камни.  Работы выглядели прекрасно, но стоили дорого.

Использование более доступных минералов позволяло расширить изготовление очень востребованных мозаичных произведений. Применяя простые природные материалы, флорентийские мастера научились создавать прочные, долговечные художественные творения, сохраняющие до наших дней свою каменную красоту.

Картины с применением мрамора, яшмы бирюзы и аметиста и других минералов позволяют создать разнообразную по яркости, насыщенности палитру естественных оттенков. Физические и химические свойства природных материалов не подвержены климатическим испытаниям и выцветанию.

Важно! В флорентийской мозаике особенно ценятся камни, имеющие художественный природный эффект в виде разводов, пятен, вкраплений ворсинок или других частичек животно-растительного происхождения. Они расширяют декоративные возможности палитры и разнообразят естественный рисунок материалов.

Стекло

Стеклянная мозаика, выполненная в флорентийском стиле, сохраняет многолетние традиции итальянских мастеров, по созданию реалистичных, абсолютно гладкий, целостных по содержанию работ. Использование в качестве материала художественно обработанное стекло, удешевляет стоимость мозаики и востребована по трем направлениям, как:

  • украшение напольных покрытий, стен и потолков;
  • оригинальный декор мебели;
  • создание эксклюзивных аксессуаров.

Важно! Приобретение мозаичных изделий из стекла доступно многим любителям флорентийского жанра. Стеклянная поверхность не теряет цветовой гаммы оттенков, долговечна и обладает устойчивостью к любым условиям окружающей среды.

Керамика

Флорентийская керамическая мозаика, сходна с камнем, идеально подходит для украшения полов, стен. Для художественного напольного покрытия используют матовые оттенки, а для стеновых панно глянцевые.
флорентийская мозаика фото
Модные керамические картины, напоминают полотна из камня и имеют аналогичные характеристики:

  • твердое, прочное, плотное покрытие не подвержено износу;
  • располагает водонепроницаемостью и устойчива к коррозии, плесени;
  • обладает низкой теплопроводностью, электрической изоляцией;
  • устойчива к физическому воздействию и химикатам;
  • не требует особого ухода за поверхностью.

Важно! Флорентийская техника плотной подгонки пластин из керамики, как из камня, позволяет создавать востребованные, целостные, высокохудожественные панно и напольные узоры.

Флорентийская мозаика безупречна по подгонке стыков между каменными элементами, так что абсолютно не видно мест соединений. Современные мозаичных дел мастера не только по камню, а и по стеклу, керамике, продолжают традиции итальянских умельцев.
флорентийская мозаика

Эксклюзивные предметы искусства — мозаичные полотна, предназначены для элитного украшения интерьеров. Несмотря высокую стоимость, оправданную объемом, качеством работ в флорентийском стиле, мозаичные панно на стенах, потолках и красивые узоры напольных покрытий остаются востребованными.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: