Особенности изготовления византийской мозаики

Византийская мозаика: увидев ее один раз, больше спутать ее с другими европейскими школами данного направления невозможно. Изобретенная на заре христианства и используемая для оформления культовых сооружений она явила высокохудожественное сочетание изобразительного искусства и применение для выражения идеи поделочного материала — смальты.

Мозаика.

Исторические сведения

В Византии, после начала массового обращения жителей в христианство (III-IV вв.), возникла потребность в новых культовых сооружениях: церквях и соборах. Для их благоукрашения местные мастера начали использовать уже существующие техники и разрабатывать новые.

Так, после экспериментов с доступным сортом стекла — смальтой, они смогли делать заготовки для высокохудожественной мозаики:

  • разноцветные, с добавлением природных минеральных красителей;
  • с добавлением различных металлов (золота, серебра и др.).

Начиная с III в. искусство византийских мастеров стало развиваться и достигало наибольшего расцвета на протяжении 2 периодов:

  • «Золотой век» — VI-VII вв.;
  • после окончания периода иконоборчества — IX-XIV вв.

Христианская и библейская истории стали центральной темой мозаик.

Для достижения максимального впечатления от изображений мастера доводили красочную палитру до возможности передавать все, встречающиеся в природе:

  • цвета;
  • оттенки;
  • полутона.

На протяжении существования Византийской империи искусство создания мозаики развивалось и совершенствовалось.

Технология изготовления

Византийская мозаика характеризуется художественным мастерством высокого уровня. В основе ее изготовление лежит штучный элемент. При правильном подборе цветов и форм всех элементов и фрагментов на выходе, у мастера-мозаиста получался художественный шедевр.

При смешивании исходных ингредиентов в различных соотношениях мастера научились изготавливать до нескольких сотен различных видов смальты. Для ее обработки хорошо подходил несложный слесарный инструмент, которым в те времена располагали ремесленники. Благодаря такой огранке отдельным элементам придавались геометрические формы, удобные для укладки их в мозаичное полотно.

Распространенные формы штучных элементов:

  • кубическая (использовалась чаще всего);
  • прямоугольная;
  • треугольная;
  • фрагмент зигзага;
  • многогранная и др.

Основные этапы технологии изготовления мозаик:

  1. Выполнение эскиза будущего полотна. Он прорисовывался в полном виде. Затем делился на фрагменты и смысловые части. Над одной мозаикой могло трудиться несколько ремесленников одновременно.
  2. Укладка первоэлементов проводилась только на ровную и гладкую поверхность. Ее подготовке и конечному качеству уделялось особое внимание.
  3. Параллельно идет изготовление смальты: подбираются ингредиенты, при смешивании которых мастер получает необходимый цвет. Например, если на лицо персонажа падает тень, то этот фрагмент будет состоять из 3-4 оттенков смальты для постепенного перехода колера.
  4. Отличительная черта готового рисунка — четкий контур у каждого персонажа и объекта. Для этого применяется прием оконтуривания — когда маленькими кубиками прокладывается 1 или 2 тонких линии вдоль границ объекта и фона.
  5. Для подчеркивания святости участников библейского события на полотне применялась смальта с добавлением: золота, серебра и ртути. Данный технологический ход позволял создать эффект живости и показать особое значение происходящих событий.

Техника.

Особенности и отличия от римской мозаики

Римская мозаика создавалась, в отличие от византийской, для удовлетворения человеческих эстетических и утилитарных запросов членов высшего общества.

Таблица. Отличительные черты и особенности мозаичного искусства

Частные и общие черты Римская Византийская
1 Задачи и области применения Мозаика в основном использовалась для декора стен и полов помещений в публичных зданиях (например, в банях) и частных особняках.

Используется в качестве объектов изображения мифологических персонажей и образов

Основные объекты оформления — христианские соборы, храмы, усыпальницы монархов и святых.

Тематика — библейские и евангельские сюжеты

2 Основные материалы Кусочки смальты и (или) мелкого натурального камня (мрамора и др.) Разноформовые кусочки смальты с различным наполнением
3 Особенности рисунка панно Светлый фон. Его хаотично выкладывали из однородных камней.

Отдельные элементы (арабеска, узор, фигуры) выполняются из материала с более мелкой фракцией

Применение золотого и серебряного заднего плана. За счет разновысокой установки элементов при взгляде на панно создается ощущение игры света и искристого мерцания фона.

Стиль выкладки отдельных элементов — метод прямого набора.

Каждый элемент подбирается персонально к своему месту по форме, цвету и размеру

Образцы византийской мозаики

Византийская мозаика ценится высоко сегодня не меньше, чем в древности: мозаичные композиции применяются не только в культовых сооружениях, но и в дизайне интерьера домов и квартир. Но истинные шедевры данного искусства, выполненные в византийском стиле, были изготовлены до XIV в.

Некоторые из них:

  1. В Соборе (Базилике) в городе Чефалу на потолке алтаря выполнена грудная фигура «Христос Вседержитель (Пантократор)». Правая рука благословляет молящихся, а в левой находится раскрытое Евангелие. Гармоничное цветовое решение композиции подчеркивается матовым золотым фоном за спиной Господа.
  2. В Стамбуле (бывший Константинополь) находится панно с изображением Божией Матери с Младенцем. Оно расположено при входе в Собор Святой Софии, Премудрости Божией. Дева Мария восседает на троне. На ее коленях находится Младенец Христос. Пол интерьера выполнен изумрудной смальтой, фон — золотой. По бокам от Божией Матери стоят в полный рост двое святых с макетами храмов в руках.
  3. В Соборе Софии, Премудрости Божией (г. Киев), находится образец классической византийской школы — панно «Причащение Апостолов».

Христос Вседержитель.

В современном воспроизведении мозаики в византийском стиле элементы производятся промышленным способом. Технология позволяет изготавливать целые мозаичные композиции и их фрагменты. Поэтому, с течением времени, художественная ценность оригинальных древних мозаик, выполненных кропотливым трудом мастеров, только возрастает.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: