Византийская мозаика: увидев ее один раз, больше спутать ее с другими европейскими школами данного направления невозможно. Изобретенная на заре христианства и используемая для оформления культовых сооружений она явила высокохудожественное сочетание изобразительного искусства и применение для выражения идеи поделочного материала — смальты.
Исторические сведения
В Византии, после начала массового обращения жителей в христианство (III-IV вв.), возникла потребность в новых культовых сооружениях: церквях и соборах. Для их благоукрашения местные мастера начали использовать уже существующие техники и разрабатывать новые.
Так, после экспериментов с доступным сортом стекла — смальтой, они смогли делать заготовки для высокохудожественной мозаики:
- разноцветные, с добавлением природных минеральных красителей;
- с добавлением различных металлов (золота, серебра и др.).
Начиная с III в. искусство византийских мастеров стало развиваться и достигало наибольшего расцвета на протяжении 2 периодов:
- «Золотой век» — VI-VII вв.;
- после окончания периода иконоборчества — IX-XIV вв.
Христианская и библейская истории стали центральной темой мозаик.
Для достижения максимального впечатления от изображений мастера доводили красочную палитру до возможности передавать все, встречающиеся в природе:
- цвета;
- оттенки;
- полутона.
На протяжении существования Византийской империи искусство создания мозаики развивалось и совершенствовалось.
Технология изготовления
Византийская мозаика характеризуется художественным мастерством высокого уровня. В основе ее изготовление лежит штучный элемент. При правильном подборе цветов и форм всех элементов и фрагментов на выходе, у мастера-мозаиста получался художественный шедевр.
При смешивании исходных ингредиентов в различных соотношениях мастера научились изготавливать до нескольких сотен различных видов смальты. Для ее обработки хорошо подходил несложный слесарный инструмент, которым в те времена располагали ремесленники. Благодаря такой огранке отдельным элементам придавались геометрические формы, удобные для укладки их в мозаичное полотно.
Распространенные формы штучных элементов:
- кубическая (использовалась чаще всего);
- прямоугольная;
- треугольная;
- фрагмент зигзага;
- многогранная и др.
Основные этапы технологии изготовления мозаик:
- Выполнение эскиза будущего полотна. Он прорисовывался в полном виде. Затем делился на фрагменты и смысловые части. Над одной мозаикой могло трудиться несколько ремесленников одновременно.
- Укладка первоэлементов проводилась только на ровную и гладкую поверхность. Ее подготовке и конечному качеству уделялось особое внимание.
- Параллельно идет изготовление смальты: подбираются ингредиенты, при смешивании которых мастер получает необходимый цвет. Например, если на лицо персонажа падает тень, то этот фрагмент будет состоять из 3-4 оттенков смальты для постепенного перехода колера.
- Отличительная черта готового рисунка — четкий контур у каждого персонажа и объекта. Для этого применяется прием оконтуривания — когда маленькими кубиками прокладывается 1 или 2 тонких линии вдоль границ объекта и фона.
- Для подчеркивания святости участников библейского события на полотне применялась смальта с добавлением: золота, серебра и ртути. Данный технологический ход позволял создать эффект живости и показать особое значение происходящих событий.
Особенности и отличия от римской мозаики
Римская мозаика создавалась, в отличие от византийской, для удовлетворения человеческих эстетических и утилитарных запросов членов высшего общества.
Таблица. Отличительные черты и особенности мозаичного искусства
№ | Частные и общие черты | Римская | Византийская |
1 | Задачи и области применения | Мозаика в основном использовалась для декора стен и полов помещений в публичных зданиях (например, в банях) и частных особняках. Используется в качестве объектов изображения мифологических персонажей и образов | Основные объекты оформления — христианские соборы, храмы, усыпальницы монархов и святых. Тематика — библейские и евангельские сюжеты |
2 | Основные материалы | Кусочки смальты и (или) мелкого натурального камня (мрамора и др.) | Разноформовые кусочки смальты с различным наполнением |
3 | Особенности рисунка панно | Светлый фон. Его хаотично выкладывали из однородных камней. Отдельные элементы (арабеска, узор, фигуры) выполняются из материала с более мелкой фракцией | Применение золотого и серебряного заднего плана. За счет разновысокой установки элементов при взгляде на панно создается ощущение игры света и искристого мерцания фона. Стиль выкладки отдельных элементов — метод прямого набора. Каждый элемент подбирается персонально к своему месту по форме, цвету и размеру |
Образцы византийской мозаики
Византийская мозаика ценится высоко сегодня не меньше, чем в древности: мозаичные композиции применяются не только в культовых сооружениях, но и в дизайне интерьера домов и квартир. Но истинные шедевры данного искусства, выполненные в византийском стиле, были изготовлены до XIV в.
Некоторые из них:
- В Соборе (Базилике) в городе Чефалу на потолке алтаря выполнена грудная фигура «Христос Вседержитель (Пантократор)». Правая рука благословляет молящихся, а в левой находится раскрытое Евангелие. Гармоничное цветовое решение композиции подчеркивается матовым золотым фоном за спиной Господа.
- В Стамбуле (бывший Константинополь) находится панно с изображением Божией Матери с Младенцем. Оно расположено при входе в Собор Святой Софии, Премудрости Божией. Дева Мария восседает на троне. На ее коленях находится Младенец Христос. Пол интерьера выполнен изумрудной смальтой, фон — золотой. По бокам от Божией Матери стоят в полный рост двое святых с макетами храмов в руках.
- В Соборе Софии, Премудрости Божией (г. Киев), находится образец классической византийской школы — панно «Причащение Апостолов».
В современном воспроизведении мозаики в византийском стиле элементы производятся промышленным способом. Технология позволяет изготавливать целые мозаичные композиции и их фрагменты. Поэтому, с течением времени, художественная ценность оригинальных древних мозаик, выполненных кропотливым трудом мастеров, только возрастает.